Композиция кадра: немного теории
Композицией кадра в кино, на телевидении, да и вообще в видеопроизводстве принято считать сочетание тех элементов, которые во время просмотра придают полученному изображению художественную целостность. Это достигается умелым соотношением линии горизонта, объектов, цветности и освещения, которое органично для зрения человека.
За грамотную композицию кадра ответственность несёт, прежде всего, видеооператор. Тем не менее, во многих ситуациях от оператора мало что зависит. Сам объект съёмки обычно предписывается сценарием, а не выбирается оператором самостоятельно, и всё, что может оператор в этой ситуации – постараться наилучшим образом снять то, что заложено в сценарии или в техническом задании.
Свет, цвет, локация, тревеллинг (движение) камеры оказывают безусловное влияние на композицию кадра. Однако отдельный кадр сам по себе мало что значит; в любом фильме или ролике он вплетён в видеоряд, связан с другими кадрами – предшествующим и последующим. То есть, композиция кадра является неотъемлемой частью общей картины повествования.
В практике кино- и телепродакшна манеры и технологии съёмок всегда опирались на то, чтобы удерживать внимание зрителя на действии, а не на фоне и не на операторской манере ведения съёмки. Собственно говоря, что бы ни снималось, оператор должен постараться построить композицию кадра так, чтобы зрители без особого напряжения могли понимать выражаемую идею и суть. Однако, бывают ситуации, когда понять идею и суть не может не только рядовой зритель, но и специалист.
«Коньки» и «фишки» фриланса на практике
В этом году летом режиссёр монтажа нашей продакшн-студии Юлия Корнеева частенько выходила из монтажной со словами «Кто-нибудь может мне объяснить, что здесь вообще снято?». А дело тут вот в чём.
В течение года мы были вынуждены несколько раз привлекать силы со стороны для обеспечения некоторых в общем-то несложных съёмок. Сложным оказалось другое –найти, как говорят, «толкового» оператора, причём, почти во всех случаях это требовалось срочно. Вот и обращались к фрилансерам. Как «толковость» оценивают заказчики, которые ведут самостоятельный поиск, нам не известно, мы же оцениваем исключительно по главному критерию – наличию способности «видеть» кадр и его грамотно строить.
Современные фрилансеры – в основном самоучки, которые на любой съёмке пытаются во что бы то ни стало запастить материалом, или, как чаще всего принято выражаться – «набрать побольше планов». И с этим у фриланса проблем нет. Проблемы затем возникают у группы монтажа. Планов набрано – хоть отбавляй, а выбрать нечего. План планом, а кадр не скомпонован, композиция рассыпается. Где-то взят хороший и выгодный ракурс, но свет не выставлен – объекта съёмки почти невидно, где-то оператор взял в фокус то, что хотел, а тем временем, в зоне расфокуса происходит нечто более интересное и информативное, и так далее… Разумеется, чего греха таить, иногда от монтажёров достаётся и нашим штатным операторам, разборки случаются. Хотя это даже не разборки, а разборы — всё проходит в духе семинара, что воспитывает, дисциплинирует и помогает. Воспитывать и учить фрилансеров – дело безнадёжное. Они «гуляют» от продакшна к продакшну, а то и вовсе промышляют на съёмках для частных лиц, где требования к качеству материала минимальны, поэтому подстраиваться под конкретные условия работы в коллективе в общем-то фриланс не хочет. В результате разгребать «косяки» псевдо-специалистов вынуждены штатные сотрудники – монтажёры.
У читающих эту «жалобу» наверняка возникает вопрос: так зачем же доверяли съёмку бог знает кому? Как мы объяснили выше – иногда возникают срочные заказы, а все «толковые» операторы, как назло заняты. А что ещё хуже, «толковые» всячески избегают работы на рутинных съёмках типа репортажей, и порой не соглашаются даже за приличные гонорары. Репортажная съёмка требует не столько таланта, сколько мастерства, а это именно то, чего не хватает доброй половине фрилансеров. «Толковые» же операторы ищут более творческих и сложных художественных задач.
Средний возраст фрилансера-видеооператора – 23 года. В общем-то не так и мало, но беда в том, что, не овладев технологией мастерства, многие из них стали считать пренебрежение ею своим «коньком», «фишечкой». Но на деле никакого «конька» вместе с «фишечкой» нет и подавно. Съёмкой у фриланса правит сплошная импровизация. Подобным образом действуют и фотографы-любители – не желая учиться, они пытаются как можно чаще щёлкать затвором, полагаясь на то что – а вдруг хоть 1 снимок из 100 получится. Вот и вся технология.
До по-настоящему высоких технологий, например, до 3D, нам всем ещё далеко, они, конечно уже существуют в кинематографе, но они непомерно дороги, поэтому современная съёмка – это рутинный процесс перевода трёхмерного окружения реального мира в двухмерное изображение на экране. И здесь уже на композицию кадра влияет всё подряд: и угол наклона камеры, и расстояние до объекта, и фокусное расстояние объектива. Поэтому задача мастера – учесть все визуальные элементы.
На операторе лежит ответственность за «глаза» аудитории – именно он указывает, куда нужно смотреть. В идеале содержание съёмки, то есть, то, что показывается зрителю, должно восприниматься и распознаваться без каких-либо дополнительных комментариев, титров, и не должно вызывать конфликтов в сознании зрителя, что касается смысла самого изображения.
Что касается «качества», который выдаёт фриланс, то вопросы возникают сплошь и рядом. Страдает зритель. Чаще всего, зритель не отдаёт себе отчёта в том, что с ним происходит во время просмотра. Его взгляду может что-то мешать, либо в кадре может быть что-то такое, что намертво приковывает его внимание, а в результате он испытывает неудовлетворение на уровне подсознания. Парадокс: чем больше зритель тратит времени и сил на распознавание кадра, тем меньше ему становится интересно то, что показывают. Кроме того, у зрителя могут уставать глаза, если он смотрит плохое, несбалансированное видео, а это уже физиология.
Почти все профессиональные операторы (равно как и монтажёры) стараются придерживаться одного простого правила – исключать всё лишнее в кадре; именно это наполняет кадр чистотой и силой.
В современном мире 70% всей информации носит визуальный характер
Стилистика кино и видео с течением времени, конечно же меняется, но эти изменения затрагивают преимущественно манеру или способ подачи того или иного кино- или видеоматериала, но никак не построение композиции кадра. Человек неосознанно стремится к систематизации любой поступающей информации, визуальной в том числе, а то и прежде всего — визуальной.
В современном мире почти 70% всей информации визуализировано. Однако если оператор или монтажёр будут пытаться выдать нечто, претендующее на оригинальность, попирая базовые законы восприятия, зритель попросту ничего не поймёт и отвернётся от экрана.
Большинство людей отказываются воспринимать то изображение, которое нельзя сразу же идентифицировать, у них нет времени гадать и думать над тем, что им показывают. Если демонстрируемый на экране образ не согласуется с понятным для сознания человека, все старания и стремления к оригинальности будут напрасны. Но это никак не относится к приёмам, которые имеют своей целью заинтриговать зрителя, либо создать ту или иную атмосферу, например, в мистической драме или триллере и т.д., то есть, такого приёма, который имеет цель подогреть интерес зрителя к дальнейшему развитию сюжета. Но, если говорить о фрилансе, то для него подобные тонкости – это высшая математика. На данном этапе речь идёт хотя бы о багаже элементарных знаний и необходимых для ремесла навыков.
- Кстати, мы заметили, что фрилансеры почти не смотрят художественное кино. В их практике — пересматривать видео друг друга. Тем временем, понять, что такое «поставить» кадр, можно только если в достаточной мере смотреть художественные работы достойных мастеров. Кстати, примию «Оскар» за операторскую работу никто не отменял, и её до сих пор присуждают. В 2018 году такую премию получил Дан Лаустен – оператор, работавший над фильмом «Форма воды»…