«Пришелец» так и не пришёл…

Автор рецензии С. Гончаренко
Пришелец vs Марсианин
  • После просмотра фильма первым делом испытываешь удивление по поводу названия. Кто и куда пришёл? Кто-то прилетел к нам с другой планеты? Да нет же – всё наоборот! Несуразный сюжет крутится вокруг истории с российским космонавтом, который «застрял» на Марсе. Уже одно то, что картина с подобным сюжетом вышла в 2015 году за авторством Ридли Скотта, порождает вопрос: на кой чёрт нужен ещё один фильм, только «наш» – ? К чему эти «догонялки»?

Скотина Ридли Скотт

  • Впрочем, не всё так просто. Оказывается, сценарист «Пришельца» некто Михаил Расходников пытался судиться чуть ли не с «20th Century Fox», дескать, студия украла у него идею.  И действительно: на первый взгляд может показаться несколько подозрительным тот факт, что в 2009 году двое совершенно разных людей на разных концах планеты вдруг сочиняют одинаковые фантастические сюжеты. Однако, если взглянуть чуть глубже, то странного в этом ничего нет. В ноябре 2008-го космический аппарат Phoenix, запущенный NASA, достиг Марса и благополучно совершил посадку на этой планете. Понятное дело, что по миру прокатилась волна интереса к событию, тема «красной планеты» заиграла и всеми остальными красками, писатели и сценаристы сразу дружно взялись за перья. Двое, не сговариваясь, написали одно и тоже. Такое бывает.
  • Но кто же виноват в том, что американский писатель Энди Вейер издал свой роман «Марсианин» в 2011 году, и именно его Ридли Скотт выбрал для экранизации? О сценарии М. Расходникова было слышно уже в свете разгоревшегося скандала.
Пришелец Борис Моисеев

Спина, серьги и затылок Бориса Моисеева – верх операторского мастерства

  • У картины «Пришелец», которая изначально имела другое название, судьба складывалась действительно драматично, если не сказать трагично. Мало того, что суд не стал рассматривать иск сценариста, в результате чего сценарий пришлось подвергать значительной переделке после выхода «Марсианина», так ещё и режиссёр фильма Александр Куликов (он же исполнитель главной роли) погиб в катастрофе 28 ноября 2016 года при крушении вертолёта на территории Крыма.  После этого картина, производство которой было уже на стадии завершения, пошла по рукам. В итоге то, в каком виде её представили публике в ноябре 2018-го, вызывает крайнее недоумение, досаду и печаль.
  • Почти все персонажи невероятно карикатурны и неуклюжи. Максим Виторган с зубной щёткой во рту выглядит никем иным как жертвой режиссуры. Уж так поизмываться над актёром… надо иметь какие-то веские причины для этого. Не менее любопытно, кому пришла в голову идея снять спину и затылок Бориса Моисеева, который играет в фильме телевизионного магната и олицетворяет самое что ни на есть зло.
  • Вызывает вопросы и сам посыл фильма, противоречащий всему российскому – и менталитету, и политическому курсу: при нашей склонности всё скрывать и лакировать, из каких же соображений Роскосмос пошёл бы на то, чтобы неудавшуюся межпланетную миссию превратить в телевизионное шоу международного масштаба, да ещё и так умозрительно: ага, раз в бюджете нет денег для того, чтобы организовать возврат космонавта с Марса, то давайте попробуем, чтобы деньги посыпались прямо с острия Останкинской телебашни. Ну да, такое возможно только в кино. В очень плохом кино.
  • А финал картины настолько невнятен, что его не оправдывает даже титр «памяти Александра Куликова».
  • Словом, создаётся такое впечатление, что российский кинематограф делает всё для того, чтобы «Голливуд» выглядел на его фоне всё лучше и всё качественнее. Если вести речь о конкретной картине, то… а не было бы разумнее хотя бы в этот раз тупо сойти с дистанции? Если бы после выхода «Марсианина» и его оглушительного успеха в прокате производство «Пришельца» было бы попросту прекращено, никто бы ничего не потерял. Уж наверняка убытки от незавершённого производства картины были бы равны примерно тем, которые вызвал её провал в прокате. Однако нет. Нужно сделать хоть что-то, пусть хуже, но пусть будет… Интересно, зачем? Возможно, кто-то и ждал «Пришельца», но он так и не пришёл…