Продакшн полного цикла — видео под ключ

Подготовка (пре-продакшн)

Наиважнейший этап – это подготовка к съёмкам. Чем лучше и тщательнее она была проведена, тем больше гарантий на успешный результат всего проекта.

Написание сценария

Если у вас есть свой сценарий, это очень хорошо. В этом случае надо его показать нашим специалистам, которые адаптируют его для постановки. Если же сценария нет, то наши сценаристы его напишут.

Обычно мы предлагаем до 5 вариантов сценария, заказчик выбирает понравившийся, после чего сценарий дорабатывается, составляется смета на производство и утверждается постановочный план.

Для рекламных роликов и музыкальных видеоклипов сценарии пишутся относительно быстро – за 5-10 дней. Если же речь идёт о более масштабном проекте, например, документальном или презентационном фильме крупной компании, то обычно на работу сценариста, включая доработку и согласование, уходит месяц.

Подбор площадки

Выбрать место съёмки – задача менеджера по локациям. Если речь об интерьерной студии, то на практике большинство из них мы уже знаем, и в этом случае выезд менеджера или оператора для осмотра студии не обязателен. Куда сложнее дела обстоят с местами и фонами для решения нетривиальных художественных задач. К таким местам относятся объекты старой архитектуры, заброшенные заводы или фабрики, квартиры или помещения со специфичной обстановкой и т.д.

Откровенно говоря, съёмочным группам не везде рады. А уж если съёмка и вовсе не согласована с владельцем помещения, здания или прилегающей территории, то пиши пропало: тут же прибежит охрана или как из-под земли возникнет полиция. В реальных условиях получение разрешения на проведение съёмок может затягиваться по причине нерасторопности государственных или других крупных структур, например, аэропортов, вокзалов, метрополитена и т.д.

Подбор актёров

Подбор и кастинг актёров для постановочных съёмок – дело весьма серьёзное, особенно, когда в ролике действуют несколько героев, либо нужен определённый типаж того или иного героя. Для небольших проектов отбор потенциальных участников производится довольно быстро. Обычно объявление о кастинге размещается на специализированных сайтах и уже через час почта будет завалена анкетами. В некоторых случаях требуется провести живой кастинг; тогда отобранных актёров или моделей приглашают на встречу, для чего обычно арендуется помещение или чаще всего студия, в которой и будут проходить съёмки.

Костюмы и реквизит

По некоторым данным аналитиков количество просмотров ролика напрямую зависит от того, в какой одежде были представлены актёры и персонажи. Если мы хотим получить эффектный ролик, то следует позаботиться об одежде героев. В некоторых случаях костюмы приходиться шить на заказ.

Художественный замысел ролика зачастую требует создать атмосферу определённой эпохи, или же изобразить будущее. В этом случае к проекту подключается реквизитор, который будет искать, например, старинный сервант, автомобиль 20-х годов прошлого века или стиральную машину времён СССР.

Декорации

Для видеоряда очень важное значение имеют интерьеры и фоны. Хоть в Москве и достаточно интерьерных студий, тем не менее, не все они подходят для видеосъёмок (в основном из-за маленьких площадей), да и интерьеры в подавляющем большинстве заточены под семейные, свадебные или фейшн-фотосессии. Использование декораций, сделанных по специальному заказу, повышают шансы на успех и дают больше свободы для творчества и режиссёру, и актёрам.

Раскадровка

Покадровые эскизы – вещь незаменимая, если в ролике планируется много сцен, действий и актёров. Рисуются они художником-раскадровщиком. Зачастую в процессе создания раскадровок принимают участие оператор-постановщик и режиссёр.

Услуги по раскадровке в среднем составляют 250-300 рублей за создание одного эскиза (кадра).

Использование раскадровки – один из признаков профессионального подхода к производству видео.

Постановочный план

Постановочный план разрабатывают администратор проекта вместе с режиссёром. В этом руководящем документе указывается всё-при-всё: в какой последовательности будут сниматься сцены и эпизоды, кому, когда и куда надо явиться для съёмок и что иметь при себе.

План составляется с учётом рационального использования рабочего времени или времени аренды площадки.

Составление сметы

Предварительная смета составляется в самом начале проекта, после того, как в работу принят сценарий.

Уточняется смета обычно за 4-5 дней до съёмок, когда становится известно, какое оборудование будет использоваться на съёмках, определена численность съёмочной группы, гонорары и т.п.

Производство (продакшн)

кто и чем занимается на съёмочной площадке

Режиссёр

Чем занимается режиссёр-постановщик более подробно описано в специальной статье на нашем сайте. Если в двух словах – он занимается работой с актёрами.

Оператор

Есть просто оператор, а есть оператор-постановщик. Просто оператор обычно только снимает и больше ничего не касается. Оператор-постановщик, как говорят, «ставит кадр» - он может расположить героев в выгодном ракурсе, попросить, чтобы переставили свет, предложить какие-то свои решения художественных задач.

Ассистенты

Обычно, когда говорят «ассистент», подразумевают ассистента режиссёра, однако во многих случаях ассистировать нужно и оператору. На крупных проектах работают несколько ассистентов. На небольших – обычно один ассистент, который помогает и режиссёру, и оператору. Конкретная помощь заключается в отслеживании дублей, иногда ассистент работает и в роли «хлопушки». Если по каким-то причинам на съёмке отсутствует видеоинженер, то ассистент помогает оператору обслуживать камеру, например, менять объективы.

Фокус-пуллер

Это ассистент оператора, который при помощи специальных устройств (чаще всего с помощью радиофокуса) осуществляет наводку на резкость. Особенно его функция важна во время съёмок быстродвижущихся предметов, в сценах где много бегают, падают и т.д. Автоматический фокус в профессиональной съёмке не используется.

Видеоинженер

Без видеоинженера – никуда. Настройка оборудования на съёмках – это очень важный и ответственный момент. Представьте себе, что даже на не очень масштабных проектах к камере подключаются мониторы, рекордеры, радиофокус, система передачи беспроводного сигнала, и надо, чтобы всё это работало. Вовремя сделать бэкап заполненного SSD-диска или карты памяти – это того его задача. Помимо этого, видеоинженер следит и за другим оборудованием.

Мастер по свету

Осветитель – это тот, кто, можно сказать, рисует кадр. Зачастую работа мастера по свету начинается ещё до съёмок: он вместе с оператором делает осмотр будущего места съёмки, продумывает схему освещения, составляет список необходимых приборов. На съёмках он управляет осветительными приборами, которых иногда бывает 15-20 штук.

Художник по гриму

О том, почему обязательно нужно гримировать актёров и других участников съёмок, вкратце рассказала в своей заметке Омелия Олсен, наш гримёр. При большом количестве участников съёмок работают несколько гримёров. Например, если по плану режиссёрская команда «мотор, начали!» должна прозвучать в 10:00, то чтобы успеть к этому времени загримировать, скажем, 10 человек, нужен явно не один гримёр.

Администратор

Администратор площадки – это человек, который организует весь процесс, своего рода – директор. Он не только принимает участие в разработке плана проведения съёмок, но и следит за его исполнением. Хотите отлучиться и выпить кофе? Спросите разрешения у администратора.

Обработка материала (постпродакшн)

монтаж, цветокоррекция и другая обработка видео

Режиссура монтажа

Любой монтаж видеокадров осуществляется в соответствии со сценарием, в дополнение к этому составляются всякие служебные документы, например, монтажные листы. Первым делом монтажёр вместе с режиссёром монтажа просматривают весь отснятый материал, удаляют лишнее, систематизируют файлы.

При монтаже очень важно соблюдать правила соединения кадров, учитывая крупность планов.

В нашей студии монтажная станция базируется на линейке программного обеспечения Adobe.

Цветокоррекция

Цветокоррекция делается почти во всех случаях. Чем лучше и качественнее была проведена съёмка, тем меньше работ по цветокоррекции. Тяжелее всего приходится колористу при обработке видео, полученного с разных камер. Словом, процесс долгий и кропотливый.
Цветокоррекция обычно выполняется при помощи специального пульта.

Анимация и графика

Анимационный дизайн, включающий разработку или подбор специальных титров, особенно актуальны при производстве видео рекламного или информационного характера. Чем подробнее и грамотнее было составлено техническое задание на разработку, тем быстрее специалист по графике сделает то, что требуется.

Разработка 3D-графики, скажем прямо, удовольствие дорогое, а процесс долгий. 

Дикторская озвучка

Для закадрового озвучивания прибегают к услугам дикторского сервиса. Дикторские сервисы предлагают большое количество голосов дикторов на выбор. Чем красивее и популярнее голос, тем озвучивание текста дороже. В среднем же диктор обходится в 1 000 руб. за 80 слов – именно такое количество слов служит единицей измерения – один войс-пост.  

Если же нужно переозвучить голос персонажа или актёра, то это будет стоить как минимум раз в пять дороже даже при относительно небольшом количестве реплик. Стоимость озвучки на иностранном языке, особенно носителем языка, иногда откровенно зашкаливает.

Музыкальное оформление

С музыкой для видео дела обстоят не так просто, как кажется. Сегодня авторское право на аудиоматериалы защищено куда лучше других прав. Наилучшее решение проблемы - использование стоковой музыки за разумную плату. Сертификат для использования неоригинального аудиотрека на web-ресурсах стоит в среднем $ 20. 

Некоторые солидные заказчики могут позволить себе воспользоваться услугами композитора для написания индивидуального трека.

Звукорежиссура и саунд-дизайн

Оснастить ролик или фильм не только музыкой, но и звуками – немаловажная художественная задача.

Начнём с того, что записать чистый звук на съёмочной площадке не всегда получается. Здесь нужно соотносить свои силы, возможности и анализировать, на что хватает бюджета: ведь порой услуги звукооператора со специальным оборудованием могут обойтись дороже, чем услуги саунд-дизайна на этапе монтажа видео.

Разумеется, во всемирной паутине много всевозможных звуковых баз и банков, многие из них бесплатны, но к сожалению, в основном эти ресурсы предлагают типовые наборы звуков, хотя в расширенных платных пакетах можно найти много чего интересного и не избитого. Но возникает вопрос – кто будет заниматься подобным поиском и прослушиванием? Лучше всего такую задачу доверить специалисту. Саунд-дизайнеры не только коллекционируют и собирают звуки, многие из них сами создают и моделируют звуковые эффекты. Если ваш проект низкобюджетный то вряд ли для создания шумового оформления вы сможете привлечь хорошего специалиста.

Стоимость услуг дизайнеров колеблется в пределах 3 000 – 15 000 рублей за проект.