Сайты и банки стоковых видео появились относительно недавно, первый из них – stockframes.com, к сожалению, уже канувший в лету, был открыт в сентябре 2001 года. Однако продакшн-студии и телеканалы и до этого обменивались между собой различными материалами, а в некоторых случаях перекупали права на контент и совершали другие сделки. Делалось это только с одной целью: снизить себестоимость производства видео. Далеко не каждая студия позволит себе организовать выезд в Мексику для того, чтобы снять пейзажи Марса.
Однако бурное развитие индустрии, производящей видео и фототехнику, внесло свою лепту в эту нишу некогда ограниченного, почти «служебного» рынка. Доступность видеотехники привела к тому, что снимать видео стали все подряд, а продавать свои работы через фото- и видеобанки начали не только профессионалы, но и любители.
За период с 2012 по 2017 год количество стоковых видео возросло в 16 раз
При этом несомненно упало качество контента. Если раньше для обмена между студиями использовались не вошедшие по тем или иным причинам дубли или фрагменты сюжетов, при этом очень качественные, то в 2017 году – по оценке IAA (International Advertising Association) 64% загруженных на стоки видео представляли собой низкосортный любительский контент. Причём контент этот не уникальный, во многих случаях дублирующийся. Ужесточение требований и усиление «цензуры», введённые на некоторых ресурсах, по факту оказались бесполезны; авторы видеофутажей и фотоснимков «уходили» на другие сайты, где никакого «контроля качества» не вводилось. Вслед за авторами направились и пользователи.
Для каких целей стоковый контент подходит лучше всего?
Стоковые футажи подходят для создания незатейливых видеопрезентаций и другого чисто иллюстративного контента, что чаще всего и требуется малому бизнесу. В создание видеофильмов, предназначенных для небольшого числа просмотров ограниченным кругом лиц, никто не делает какие-либо капитальные вложения, в этом случае все стараются экономить на съёмках и гонорарах актёрам. Иное дело, если речь идёт о рекламе и имиджевых видео для крупного бизнеса. Здесь всё решительно наоборот: использование стоковых футажей считается дурным тоном и оно недопустимо.
Ещё одна проблема заключается в том, что приобрести исключительные права на стоковое видео невозможно, на то оно и стоковое. Хотя на некоторых сайтах встречаются предложения и можно купить права на оригинальный футаж. Однако такое право стоит не так уж и дёшево – от 500 до 5000 USD (например, графика). А что даст рекламному ролику всего лишь один, пусть даже уникальный кадр? В самом минимальном варианте для 30-секундной рекламы потребуется порядка 10 футажей, то есть, потрачено на это будет 5 тыс. долларов.
Что характерно: примерно в такую же сумму обойдутся и одно-двухдневные съёмки с участием актёров, пусть не звёздной величины, но вполне профессиональных.
Что касается среднего бизнеса, то здесь широкое распространение получила практика заказа съёмок и «достраивания» ролика из футажного видеоматериала.
В этом видеоролике кадры, снятые нашей продакшн-студией в павильонах, сочетаются со стоковыми видеоизображениями.
Виды лицензий на право использования стоковых видео
Сразу же следует отметить, что различные фото- и видеобанки предлагают различные условия лицензионных соглашений. Здесь мы приводим лишь самые распространённые.
Стандартная лицензия
Такая лицензия (или сертификат) предоставляет неэксклюзивное, неисключительное право полностью или частично использовать и изменять футаж неограниченное количество раз для создания какого-либо продукта в рамках разрешенного использования, но не предоставляет права авторской и интеллектуальной собственности.
Кроме того, во многих случаях условия стандартной лицензии запрещают использовать конечный продукт в коммерческих целях.
Расширенная лицензия
В некоторых случаях такая лицензия снимает ограничения на использование видео в рамках географии показа (в т.ч. по доменным зонам), а также позволяет использовать конечный продукт, то есть, видеофильм, в который входит футаж, в коммерческих целях.
Эксклюзивная лицензия
Это самая дорогая лицензия, по условиям которой исключительные права на использование футажа при покупке переходят от автора к покупателю.
Для юридических лиц и ИП
Работайте с нами!
УСН
• Упрощённая система налогообложения.
НДС не взимается.
Система ЭДО
Мы подключены к системе электронного оборота (СБИС), поэтому обмен всей юридической и финансовой документацией происходит в считанные секунды.
Специальные условия
Регулярным и крупным заказчикам, помимо скидок от объёма, мы предлагаем целый ряд дополнительных и смежных услуг, например, в сфере наружной рекламы или создания сайтов с видеоконтентом.
Скачать бриф
Если у вас серьёзные намерения, и вам необходимо получить смету на видеопроизводство, скачайте и заполните бриф, после чего отправьте его нам.